alexey_mochalov (alexey_mochalov) wrote,
alexey_mochalov
alexey_mochalov

Categories:

Волок 2013. Леждуг - Ижма - Ухта

С интернетом перебои, мы уже в Ижевске, но я задним числом расскажу приключениях дней минувших, чтобы быть последовательным. И так, выбрались мы со льда Печоры в Леждуге (Коми), и решили что все самое страшное уже позади, и можно выдыхать. Ан нет! Не тут то было, зимник до Усть-Цильмы успешно растаял, и превратился в безумное месиво из снега, воды и грязи. И так две сотни километров, с оврагами, подъемами и спусками...




Выбрались в село Харьяга республики Коми. Заехали в сельпо, закупили всяких сладостей, пообщались с очень светлыми людьми, которые и жалели нас, как мы умудряемся жить в Москве и прочих крупных городах. По всему было видно что они счастливы жить именно здесь. Очень рекомендовали приехать летом, обещали море ягод, несметные косяки рыб, и всевозможное изобилие.


Первые села, относящиеся к Коми имеют не простую историю, связанную с репрессиями и спецпереселенцами. Если мне не изменяет память, сюда высылали кулаков и прочий чуждый пролетарскому строю люд, высаживали с баржи, и говорили "живите". По крайней мере так мне рассказывал местный старожил в прошлый приезд в Харьягу.

В колесе заложена капсула с посланием к потомкам... нигде такого не встречал

Близ сельского кладбища стоит поклонный крест... сколько жизней было сгублено в этом суровом краю, теперь никто уж и не скажет...

Ледовые переправы порядочно "набухли", заполнились водой, но все еще открыты для движения автотранспорта. Позабавили щиты с предметами, которые надо подавать утопающему. Щитов много, инструмент очень кустарный и, если так можно сказать, "одноразовый"

За окном стабильные +7С, все течет со страшной силой, не замерзает даже ночью. Там, где протаяло до земли видно, что летней дороги здесь нет, просто трава и болотные кочки. Зимник... Хорошо еще почву не отпустило, а то бы оставили до летней баржи еще три машины.
Перед нами прошел полноприводный Камаз, вез продукты по селам, северный завоз в действии, последняя ходка перед двухмесячной блокадой, когда выбраться на большую землю решительно невозможно. В глубоких колеях грузовика мы частенько подвисали на мостах, опять в ход пошли тросы.
Зависнув в очередной раз на снежном гребне, выяснилось что у нашей "Сотки" больше не включается задняя передача, точнее все положения селектора, которые расположены ниже положения "N"... Снежно-ледяная каша набилась между защитой и агрегатами и заклинила механику включения. А без заднего хода куда? Дважды застревали, нас сдергивали назад, в итоге пропустили вперед исправную "Восьмидесятку", и пошли ведомыми. Через какое-то время "Сотка" стала греться... остановились, открыли капот, и увидели что вентилятор охлаждения намертво завален снежной шугой. Вискомуфта оказалась не в состоянии прокрутить эту тяжелую субстанцию. Откопали пропеллер руками, и жизнь наладилась...

На выезде к Усть-Цильме у дороги стоит плакат, от которого у нас случился легкий шок... Оказывается, все то, чем мы занимались последние несколько дней, это всего лишь оздоровительный маршрут! Хорошо хоть финиш!

Усть-Цильма - очень старое и красивое поморское село, здесь по-своему уютно и патриархально. Очень хочется приехать сюда летом

Пейзажи совершенно умопомрачительные, все-таки знали толк наши предки, где строить села! Это вам не Москва с ее семью холмами...

В Ижме нас ждала вторая наша группа, мы воссоединились. Ребята заждались, сильно нам завидовали, накрыли прекрасную праздничную поляну, сварили суп из оленины, и слушали наши рассказы. А на следующий день мы продолжили движение в Ухту, где по плану должна быть дневка.
Будучи штурманом 41-го экипажа, я покорно наблюдал, как Сергей, сдавая задним ходом, свалился в придорожную канаву прямо в центре Ижмы, и мы принялись "рубиться" в пяти метрах от Сбербанка. Аборигены делали вид что ничего не происходит, проходили мимо не замечая нашей клоунады, но дяденька в синих очках (на фото в верхнем левом углу) сжалился над нами, тем более Тойота к тому времени дверью легла на столб, и предложил услуги "якоря" для нашей лебедки. Настоящие экстремалы найдут место подвигу везде!

Тойота Тойотой, обратите внимание на размер домов... а потом вспомните жалкие избушки в центральной России. Чувствуется разница, не правда ли? Богатый до Революции был край, да и сейчас народ не бедствует

А это фото сделано на Ираельском серпантине, нежно именуемом Коми-Трофи. Пока его еще не разбили, но через пару недель здесь начнется смертоубийство. Это единственная официальная дорога из Ухты на север, по ней ездят все жители Ижмы, Усть-Цильмы, Усинска, Печоры, Нарьян-Мара... 80 километров лесного бездорожья проходятся в лучшем случае за четыре часа, при условии что никто нигде не застрял. Объезд только через Вуктыл, так мы ехали в ту сторону, но там бездорожья еще больше.

Уже на выезде увидели любопытный плакат... оказывается, все кто сейчас ходит по Коми-Трофи - делают это на свой страх и риск. Феодальная раздробленность!


Tags: Волок 2013
Subscribe

  • Украина. В гости к... (часть 4)

    Не все, думаю, знают, что восточная Волынь вошла в состав Российской Империи после второго раздела Польши в 1793 году, а в 1875 году,…

  • Украина. В гости к... (часть 1)

    Ввиду избытка фотографий и непопулярности темы, решил написать этот материал в давно забытом ЖЖ. Не знаю, прочтет его здесь кто нибудь или нет, но…

  • Экспедиция-Трофи 2015. Мысли вслух

    В 2010 году мне посчастливилось принимать участие в этом проекте, и с тех пор я пристально слежу за течением и движением, тем более что среди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments