?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Экспедиция "Индига". Архангельск - Мезень - Несь
alexey_mochalov
С самого начала замысел экспедиции держался в некотором секрете и особо не анонсировался. В отличие от многих наших известных путешественников, я боюсь заикаться на тему планируемого маршрута. Всегда может что-то измениться, не получиться, выпасть снег или все растаять... и зачем ставить себя в столь не удобные рамки? Ради реалити-шоу "челябинские и московские мужики с тарелкой на крыше покоряют Русский Север"? В этом амплуа у нас уже есть популярные шоумены, и не нам, деревенщинам, с ними тягаться.





Пройти "колесами" маршрут Мезень - Нарьян-Мар уже много лет так или иначе хотели многие, в том числе и я. Годами собиралась информация о данном районе, во время своих поездок в ту степь много общался с местными жителями, снегоходчиками и вездеходчиками. И все говорили примерно одно и тоже: теоретически, пройти можно, но практически, кроме Треколов, никакая колесная техника там не проходила. И не пройдет, ибо тундра, реки, Тиманский хребет...
А раз так, то надо пробовать, ведь если не мы, то... кто-нибудь другой обязательно попробует. Тем более, в отличие от остальных потенциальных первопроходцев, у нас есть великий стимул - спасти ДФНДР, оставленный в апреле 2013 года в Нарьян-Маре и ждущий своего часа. По официальному зимнику через Усинск в Нарьян-Мар мы уже ездили, по Печоре из Нарьян-Мара в Усть-Цильму ездили, значит надо пробить третий путь в Нарьян-Мар, вдоль Баренцева моря!



На фото ниже обетный крест XIX века установленный неподалеку от деревни Кимжа на высоком берегу Печоры



Состав экспедиции наметился очень крепкий. Люди, с которыми можно хоть в Африку, хоть в Афганистан, хоть на Полюс. Как многие уже знают, это экипаж Евгения Шаталова и Алексея Братенева (Челябинск) на УАЗ Патриот.
Почему именно они? Уверен, что если бы я кинул клич здесь, в ЖЖ или на Facebook, собралось бы много хороших, проверенных экипажей, друзей и незнакомых мне путешественников, с которыми можно было бы отправляться хоть на край света. Да, это так. Но зная Евгения уже почти десять лет, я был уверен на все 100%, что именно этот человек, даже если мы будем умирать в тундре, гарантированно не впадет в панику и сохранит самообладание, именно этот человек, отдаст последнее, но не даст ближнему замерзнуть или похудеть от голода. И с Женей мы точно друг-друга не начнем бесить через неделю езды в связке, что бы нам не пришлось пережить. Это не пустые дифирамбы получившего обморожение головного мозга и так неадекватного гражданина, это факт. Все, кто знают Шаталова, не дадут соврать, таких людей в наше время маловато, и пройти вместе экспедицию - это и честь, и школа, и прекрасный тандем. Ну и, скажите на милость, может ли быть у столь опытного путешественника хреновый штурман? То то же! С Алексеем мы очно познакомились в Архангельске, 4 января, в день старта, и сразу нашли общий язык. К тому же, у всех у нас не было "обратного билета", то есть каждый из нас понимал, когда бы ему пора бы вернуться домой, но deadline как таковой отсутствовал у всех трех будущих отморозков.
На фото ниже - Евгений Шаталов (справа) и Алексей Братенев (слева) под УАЗом (сверху) в холодной тундре (снизу) на морозе - 30С (кругом) занимаются привычным делом.



Техника для осуществления проекта была подобрана по принципу "что есть, на том и едем". Два автомобиля, Ford Ranger "Полуторка" и UAZ Patriot Pickup. К своему автомобилю я изначально относился с огромным скепсисом, будучи совершенно уверенным, что именно Форд станет слабым звеном, ведь соваться покорять снега на внедорожнике с тотальным отсутствием "низов" - это публичная попытка суицида. А УАЗ - это все-таки УАЗ. УАЗ это наше все. Тем более что на сайте uaz.ru написано: "UAZ Pickup – это настоящий мужской автомобиль, способный справиться с любыми, даже самыми серьезными испытаниями. В путешествие? На отдых? По работе? Или просто за город с друзьями? UAZ Pickup преодолеет любые преграды и с комфортом доставит Вас к месту назначения. UAZ Pickup – это исключительная надежность полного привода и прочность рамной конструкции." Мы парни доверчивые, на заборе пишут, а мы и верим...
Сказать по секрету, еще в Мезени, по сути перед стартом, когда мы уже чинили рулевые тяги и еще какие-то железки, закралась грешная мысль положить УАЗ полежать рядом с ГАЗончиком животиком кверху (на фото ниже). А мы тем временем съездили бы в Нарьян-Мар и обратно...



Но нет, УАЗку Евгений любит, а Алексей мужественно терпит, значит не мое собачье дело, еду на своем слабом звене, и еду, помалкиваю. Жду когда меня дергать и на веревке за морду таскать начнут.
Обе машины на 32-х колесах, у меня MICHELIN LATITUDE X-ICE NORTH 2 (шипы), у УАЗа BF Goodrich M/T KM2 (шипы). Смешной "обвес" на морде Ranger - это вовсе не экспрессионизм владельца, а весьма продуманная конструкция, созданная под конкретную поездку. Система труб и алюминиевых защит позволила уменьшить передний свес пикапа, дать ему возможность таранить снег, наст и лед, проваливаться в ручьи и промоины без каких либо последствий. И без лишнего веса. Автор обвеса - Константин Мещеряков (M-ART), трижды краснознаменный штурман в ралли-рейдах, в вопросах прочности материалов толк знает. Жаль только дизайн пал жертвой функциональности. Ну не художник он и не скульптор, а практик.
Интеркулер перенесен наверх, а на его месте стоит лебедка Superwinch. Дополнительный свет диодный на всех машинах. Никаких PROLIGHT, сплошной Китай разной степени известности.
На УАЗе типовой бампер OJ (Оранжевый Джип), лебедка T-Max, отопитель Eberspacher и целый ворох гаджетов в салоне, делающий поделку совковых автомобилестроителей скорее близкой к Boing, чем к "Козлу обыкновенному".
Никаких межколесных блокировок и прочих наворотов. Простые архаичные железные автомобили с современными дизелями и 400 литрами солярки в запасе.



Первые километры от Мезени в сторону села Несь - отличный снегоходный зимник, благо трафик между двумя населенными пунктами весьма серьезный. В первом проживает около 3500 человек, а во втором примерно 1400. Мезень это Архангельская область, а Несь - Ненецкий АО. Граница регионов проходит неподалеку с полярным кругом, таким образом весь наш дальнейший маршрут проходил в заполярье. Летом сообщение между двумя населенными пунктами только по реке в часы прилива.



Отличный то отличный зимник, точнее снегоходная барсовка, да не рассчитана она на вес машин, видимо потому и не ездит никто из Мезени в Несь на машинах. Периодически проваливались под наст, стравили колеса до 1,0 атм, расчехлили тросы и лебедки, и принялись "рубиться".



С грехом пополам добрались до Козьмина перелеска (Харв Пад) - очень почитаемого дорожного святилища, расположенного на границе Канинской тундры и Мезенского района. Перелесок до революции являлся своеобразным центром всех ненецких шаманов. За советское время шаманов выбили, нет теперь шаманизма у ненцев, но место сакральное осталось. По одной из версий, столь почитаемым стал именно этот перелесок, а не какой-то другой потому, что олени всегда стремились обойти его стороной, и ненцы не могли не заметить эту особенность.



Всяк через перелесок проезжающий должен оставить что-то ценное и важное для себя, задобрить духов. Мы люди далекие от язычества, но памятуя весьма поучительные истории с аналогичными местами в Бурятии, на Алтае, в Хакасии и Монголии, решили судьбу не испытывать, и "зайцем" не проскакивать.



Перелесков на пути было еще много, и в них УАЗ прилипал на мосты довольно часто. Колея у него шире чем у Ford, и там где я по колее от ГАЗушки (ГТС по-нашему) вполне успешно проскакивал "бочком", Патриот крепко гнездился на мосты. Лебедка стала основным инструментом.



Уже на подъездах к селу Несь в тундре нарвались на крест. Сразу стало как-то не по себе. Мы вышли в не самую привычную для нас природную зону, суровую и негостеприимную, и нам предстояло попытаться с ней найти общий язык. Пока же погода стояла замечательная. Прямо перед Новым Годом была сильная оттепель, и буквально пару дней назад резко подморозило. Снега мало, лед прочный, лети куда глаза глядят. На это и рассчитывали. У большинства северных путешественников бытует мнение, что ездить по зимникам и прочим тундрам нужно в марте, когда уже зимники окончательно встали, морозы не такие крепкие, и солнечного света не два часа в сутки. Это, конечно, да, но... нет. В нашем случае, когда совершенно точно было ясно, что он Нижней Пеши до Индиги зимника никогда не было и не будет, ставку можно было ставить только на малую глубину снежного покрова. И именно потому мы и отправились в самом начале января.



Несская (Канинская) церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы построена в 1868 году взамен сгоревшей. Храм строился в первую очередь с миссионерскими целями, для обращения ненцев в православную веру. Один из немногих существующих храмов в Ненецком АО, и, как я понимаю, самый старый.



Внутреннее убранство куда величественнее чем, скажем, в Мезенском Богоявленском соборе, где нам посчастливилось побывать на Рождественской службе. Там разруха, висят объявления о сборе средств на установленные, но не оплаченные окна, иконостаса как такового нет. Батюшка праздничную службу отслужил так тяжело, что ощущения праздника не посетило. В соседней же Неси священника нет, и отлично отреставрированный храм простаивает... Парадокс.



Нам повезло попасть на колокольню, и хватило здоровья выхватить фотоаппарат и сделать один единственный кадр села. Очень холодно!



Ну а на следующий день мы выдвинулись в сторону Нижней Пеши, и начались настоящие приключения, ради которых мы сюда и приехали...



Продолжение следует...

Кто-то обещал концентрат по Патриоту.
Что-то давно не было качественных набросов на эту тему.

Я во многом ждал этой поездки для Концентрата, так как уж больно разная была информация от разных владельцев и это все совершенно конфликтовало с моим внутренним миром и опытом. Теперь все встало на свои места, месяц с Патриотом - это достаточный срок для знакомства)

Ну вы отчаянные! Удачи вам в пути!

Спасибо! Мы уже дома))) Но в следующем пути удача точно не помешает)))

Лёха, мало! Давай скорее ишшо!

Мало, но по частям! Иначе не получается)))

На самом интересном месте!!!

Этих интересных мест впереди еще 450 километров!)))

На грани безумия, но очень интересно. Как бампер себя показал, если кратко? И где крупные планы оного можно посмотреть?
P.S. И как "утеплялся"?

Edited at 2014-02-02 06:28 am (UTC)

Бампер себя показал на все 100%, ни одного "косяка" не замечено, но ездить по городу я так не хочу, так что будет снят во время ТО, и... дальше буду опять думать, с чем ездить дальше)))
Крупняков особенно нет, но фотки машины будут проскакивать в материалах, так что еще увидишь.
Не утеплялся никак, проблем не было практически до самого конца, но уже на обратном пути, между Усинском и Печорой перемерзла печка. После чего был сменен антифриз и установлена "картонка" на мордаху

ЗдОрово! Но холодно. ))

То, что холодно - это факт)))

И поделитесь в описаниях зимним бытом, как утеплялись, как ночевали, какая одежда. Именно об утепление людей интересно.

Да-да, обязательно, спасибо за наводку и вопросы!

Да, суровое приключение, буду отслеживать продолжение истории.

Дальше будет жести больше, можно запасаться попкорном)

Увлекательно. С другой стороны, "рубилово" не для всех. А если бы представить, что поехали туда на Диско 3/4? Надо его для такого готовить специально или прошёл бы в стандарте?

И полностью соглашаюсь с аксиомой про качественный состав. Да.

Да D3|4 там было бы практически не пройти, из-за веса. Плюс к тому, в -30/-40 LR электроника будет точно глючить, мы же ездили вокруг Байкала в свое время на Д3... это был ад, просто ад. Но ехал он хорошо, потому что под снегом был камень. В нашем случае, чем дальше на восток, тем глубже снег, и до тундры мы не докапывались почти никогда

Это лучшее, что я видел в последнее время!
Два экипажа "отморозков" на Рейнжере (при всей моей любви к этому чуду стоящему у меня на парковке) и УАЗе... да еще и пикапах... и в снега... и в морозы...
Только зная всех участников совершенно не закрадывалось мыслей, что что-то сорвется. Хотя были подозрения, что Деф так и останется в снегах.
В общем, красавцы!!! Так держать!!!

Спасибо за охапку добрых слов))) Ценно!!!

Так, а что там с разрешениями в погранзону, еще требуются?
И как очевидец скажи - намеки на направление в сторону Шойны есть? Или туда на колесной техникой зимой без вариантов? В августе туда впервые добрались квадрики с третьей попытки, слышал наверняка. Рубились жестко, плюс там очень много рек.

Ну а так вы крутые, да.

Спасибо, Вить!
Щиты стоят, но мы ничего не оформляли, и нас никто не трогал. Как я понимаю, сейчас, уже около года, проблему погранзон в РФ отменили. По крайней мере я так слышал.
На Шойну в начале января пройти было теоретически можно, и мы думали даже туда сгонять. Но правильно сделали что не пошли, техника бы не дожила тогда до основной цели.
Но дорожка там жесть, так как в Шойне народу живет мало, и снегоходка совсем не такая как на фото, скорее всего машину держать не будет. Вездеходы туда ходят редко.
Про квадрики не слышал и местные нам не рассказывали. У тебя ссылочка не завалялась?

Эпично. Про Патриот тоже интересно почитать, хотя для тех, кто честно смотрит на вещи, ничего нового не будет. Никогда в жизни не поеду на север на Патриоте, очкую :-)

В целом да, ничего сильно нового не узнаете, но лишнее подтверждение аксиомы - УАЗ это оружие ближнего боя нами получено))

Ура, отчёт! :) Скорее бы продолжение ;)

Фотки уже отбираю)))

Урааааа,отчеты)наконец-то есть,что почитать))С возвращением)

Спасибо Маш! Еще одна серия выше!

Ух. Сурово. Я как-то не подумал, что вы еще и не по дорогам поедете.

Хм... мы бы рады по дорогам, но там их как бы нет)))