?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Экспедиция "Индига". Нижняя Пеша - Волонга
alexey_mochalov
Целая глава про какие-то 60 километров? Да-да, братцы, про целых ШЕСТЬДЕСЯТ КИЛОМЕТРОВ пишу я повесть. 250 км тундры уже за плечами, впереди еще 170-180 до Индиги. Но это уже совсем другие километры. Каждый пройденный километр мы запомнили на всю жизнь, потому что они были пройдены ногами, вспаханы лопатами, измерены рывковыми и лебедочными тросами...




Всю ночь в Нижней Пеше, пока мы мирно спали в теплом доме Михаила, а на улице трещал мороз, наши дизеля мерно колотили под окном. На утро мы попытались машины дозаправить, но студень из канистр с великим трудом пролезал в воронку. Пришлось запихнуть в салоны по канистре, и залить содержимое после разогрева субстрата... Антигелями мы в таких случаях не пользовались, потому что заведенный дизель худо бедно обраткой бак подогревает. Скорости у нас исчезающе малы, и трубки перемезнуть из-за набегающего воздуха не должны. Антигель и размораживатель (Hi Gear) мы берегли до особого случая, который, как вы догадываетесь, в конце концов представился. Но об этом чуть позже.



В сторону Волонги из Пеши уходит совсем не уверенный снегоходный след, но первые километры едем бодро. Мерное качение без активного копания длилось не долго. Уперлись в небольшой перелесок, я через него, благодаря узкой колее, проскочил, а вот УАЗ, как Винни Пух, застрял. Все потому что кто-то слишком широкий. Упражнения с лебедкой, протаскиваем со скрежетом Патриот меж чахлых березок, и спускаемся в низину, на заливной луг дельты реки Пеша, который летом явно затапливает во время прилива. Движемся к береговой черте Баренцева моря. УАЗ постоянно проламывает снегоходный наст, и ложится на брюхо. Мне же вернуться к ним крайне сложно - снег не утаптывается как раньше, и Форд еле сам себя возит. В какой-то момент, понимаю, что машина назад вообще не хочет двигаться, хотя вперед худо-бедно еще карабкается. Что-то тут не так... заглядываю под машину, и вижу сорванную с задних креплений, свернутую в гармошку, и работающую плугом защиту картера переднего моста и двигателя. Пришлось ампутировать лишнюю деталь и схоронить ее в кузове - мусорить в тундре нехорошо.
Уже в темноте поднялись на высокий берег,  пошли вдоль моря. Но так тяжело пошли, что ни в сказке сказать, ни пером описать. В час по чайной ложке, с постоянной работой лопатой, тросами. Снег очень изменился. Во-первых, его стало заметно больше, а во-вторых, наст ослаб, а крупа под ним оказалась совершенно не укатываемая. К тому же, на улице лютый мороз, началась легкая пурга. Рельеф тоже сменился, начались холмы, и все низины полностью оказались забиты снегом. Снегоходный след идет напрямую, машина же тонет в пучине безапелляционно. Начинаешь идти по целине, "по верхам", но кто же знает что там под снегом... Угадал - молодец. А не распознал яму под снегом - тащи трос. Скорость, сами понимаете, нулевая. Каждая кочка - отдельный ребус.
В какой-то момент, упираемся в непроходимое место. Куда не ткнись - вязнем. Ни внатяг, ни ходом, никак не берется целина, хоть ты тресни. Решаем заночевать. До Волонги 10 километров...
Утром позавтракали, решили попробовать тронуться. Снег явно вновь изменился, и двигаться стало легче. Но... УАЗ ни с места. По рации приходит новость - лопнула полуось. Запасная была с собой, но менять полуось в тундре ребята отказались наотрез, ведь для этого надо не просто вынуть старую и установить на ее место новую, а необходимо снять дифференциал, в котором остался обломок. И делать все это в пургу при морозе ниже -30С никакого здоровья не хватит.
Тащить на тросу или жесткой сцепке по столь коварному снегу я не в состоянии. Второй раз завтракаем и принимаем решение звонить по спутнику Михаилу из Нижней Пеши и арендовать через него вездеход, который протащит нас эти жалкие 10 км до Волонги, а там все же цивилизация, тепло и люди. Ценник  озвучен в 25 тысяч рублей, но делать нечего. ГАЗушка обещана на завтра...
Осматриваем окрестности, обнаруживаем под снегом занесенную рыбацкую избушку. Пошли, откопали, решили протопить буржуйку и отсидеться в помещении, так как машины достали...



Сходили к морю, посмотрели в даль, монетку бросать, на всякий случай, не стали. Море не замерзает - теплые течения не дают встать ледовому покрову.



Чем не домик мечты... Пустынный пляж, до моря 50 метров, и никого. Местечко райское.



Лопаты стали продолжением наших рук, и что-то откопать нам ничего не стоило. Избушку извлекли из под снега за полчаса, а добытыми комьями снега выложили стенки туалета. Как не крути, а мы люди городские и стремимся к комфорту.



В избе обнаружился стол, палатьи (нары), чьи-то сапоги, шкура оленя, два чайника и печка-буржуйка



Три часа топили мы печку. Но добиться чтобы дым выходил в трубу так и не смогли. Все заплаканные, бросили эту затею, и разошлись по машинам. Отогревшись, продолжили эксперимент, но уже с шатром и буржуйкой. Установили шатер Maverick, установили в него печку-пошехонку, специально купленную в Рыбинске, и еще три часа рыдали крокодильими слезами. Заставить дым выходить в трубу в такой мороз оказалось невозможно. Опять разошлись по машинам...
Проплакав целый день, на сон грядущий посмотрел пару трогательных фильмов, и лег спать в ожидании утреннего явления ГАЗушки. Мой вам совет: берите с собой в экспедиции побольше фильмов, иначе можно сойти с ума от ожидания у моря погоды или приезда вездехода.



Утро пришло, а гусенички все нет... Ждем-с. Спать больше невозможно, от фильмов тошнит, крыша едет от безделья. Дичаем...



К обеду, наконец, приехал долгожданный ГТС. Взял всех нас разом на буксир, и оттащил в Волонгу.



ГАЗушка тащит за собой джип с огромным трудом, сказывается не такая уж и большая разница в весе. УАЗ со всем снаряжением, думаю, весит тонны три, а самоходка без груза 4,5 тонны. Но все равно силища в ней скрыта животная, дикая. За брутальность, красоту и лязг гусениц мы прозвали их танками.



Я зацепился за УАЗ больше из солидарности и не желания лишний раз рвать машину, хотя, сказать по правде, в одну машину оставшиеся десять километров я ехал бы не меньше суток...



Только одна беда... в Волонге не оказалось ни одного ангара, гаража или сарая, куда можно было бы закатить машину. Ворота старой конюшни оказались слишком низкими и узкими для УАЗа. Так что чинить все равно придется в тундре!
Нас вписали на ПМЖ в деревенский клуб, и началась наша робинзонада в Волонге, но об этом в следующей серии...



Продолжение следует...


Отличный рассказ.

Спасибо за комплимент)

Больше всего интересовало как поведет себя Патрик. Сами ездим на Патриоте только на 37 колесах с всеми блокировками. По дискам и ремню это на мой взгляд к поломкам патриота мало относится. А вот с полуосями и шрусами беда подтвердилась. Поэтому наш пилот все заменил на блокспорт. И 37 колеса перестали быть проблемой.

Надеюсь мои напарники это прочтут))) А с тягой на низах что делали?

Странно, что дым внутрь шел. Много раз в походах топили печки и при -40, и всё нормально с тягой было... Надо трубу прокалить чем-то быстрогорючим, - например плексом. Не думаю, что вы неопытные, видимо, что-то не сложилось..

Мы прокаливали газовой горелкой (типа паяльной лампы) и прочищали ее "шомполом". Опыта с подобными буржуйками у нас не много. Я в Забайкалье топил зимовья при подобном морозе, через час уже начиналась нормальная тяга. Здесь, в обоих случаях, хоть стреляйся. Грешим в первую очередь на дрова, мы их везли с собой, и взяли явно не лучшие, какие под руку попались - сыроватую березу. Ее же фиг разожгешь без хорошей тяги. Была бы сосна - не было бы и проблем как мне кажется!

Ну и приключения у вас!

Это экватор, когда назад уже поздняк метаться)))

Малатца!!!
Вот не живется тебе спокойно.
Но завидую белой завистью.И читаю все твои статьи запоем.

Re: alexkrutov33@mail.ru

Спасибо Саш! Очень приятно!
Жжем)))

читаю вашу историю как роман Жюля Верна, блин!

Чтож сразу блин)) Сравнение приятное)))

Чем дальше, тем круче.

Дымоход в избушке забился, наверное, а то и заткнут был.
Жаль, что не удалось прям вообще своими колесами дойти, но железки... Полуось лопнула "как обычно" или из-за холода?

Мы его прочистили, так как труба была забита снегом.
Так как времени у нас было много, была возможность обсудить честность или не честность прохождения маршрута, когда ты прибегаешь к помощи извне. Мы решили, что в нашем случае это все же честное прохождение, так как не было препятствий, через которые мы не прошли бы сами. Мы использовали взвешенный подход - если стоит выбор между безумным подвигом (замена полуосей в тундре в пургу) который приведет к обморожениям и проблемам со здоровьем, и возможностью выйти из положения более безопасным способом - выбираем более рациональный вариант. У нас не стояла цель доказать всем, что мы способны пройти все автономно, тем более что это бессмысленно при наличии жизни вокруг. Так, мы не должны были и жить у людей, и готовить все время сами, и топливо тащить на себе. Но нет, мы же пользовались местной инфраструктурой. Вызов "эвакуатора" - тоже инфраструктура))
Такая вот сделка с совестью

С печкой странно, ага. Обычно ведь чем холоднее, тем лучше тяга.

Про машины интересно. Выходит, форд ехал неожиданно нормально, а уаз - наоборот, "несмотря и вопреки"

Ну да, как-то так. Я абсолютно убежден, что это вопрос веса. В тундре нечего делать на тяжелой технике. Либо она должна быть на очень больших колесах. Для Патриота - минимум 36-е, при условии что не будут разбортироваться. Форд же реально легкий, это проверено многими экспедициями

Алексей, разрешите вопрос, читал у вас при езде по снегу, наиболее оптимальная передача 3-я пониженная, на этой передачи и следует трогаться или это чревато для срока жизни сцепления?

Хм, а что за машина? Скажем, на Форде о 3-й пониженной мы могли только мечтать. 1-2 передачи, естественно пониженные.
В условиях среднего бездорожья на большинстве машин можно и нужно трогаться со второй пониженной, так как первая слишком "короткая". Но с третьей - редко

Почему не топтали, а ждали вездеход?

Натоптать было невозможно совершенно, не тот снег. И без полного привода УАЗ вообще с места не трогается. И на полном приводе то особо не того... У Жени спроси. А лучше у Алексея)))

Читаю с удовольствием)Спасибо)

Спасибо что читаешь с удовольствием! )))

Edited at 2014-02-03 10:23 am (UTC)